?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О ПОСЛЕДНЕМ ЗВОНКЕ
akulchitskiy



Во вторник, 24 мая, у моего сына, заканчивающего 11 класс был Последний звонок. Мы с женой, примарафетившись (в разной степени - она больше, я меньше) отправились сквозь дождливую московскую погоду в школу.

Здесь нужно сказать о непростых, мягко говоря, отношениях нашей семьи с этой школой, точнее со школьной администрацией. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь о том, что на протяжении около полугода велась напряжённая битва за права родителей оказывать влияние на политику школьного руководства. Если помните, была нашумевшая кампания по отмене бесплатных продлёнок и вообще бесплатного дополнительного образования в российских школах. Вот в ней моя супруга и принимала активнейшее участие. Писались статьи, велась группа в ВКонтакте, давались интервью телеканалам. Даю ссылки, заинтересовавшиеся могут сами почитать и посмотреть.

Группа Вконтакте, там есть все материалы: https://new.vk.com/school1062

Репортаж телеканала Мир: https://www.youtube.com/watch?v=q0zN_9O04AY

Статьи по результатам битвы, в ЖЖ: http://nushakul.livejournal.com/7997.html и далее.

Как видно, повторюсь, у нашей семьи непростые отношения со школой, а в особенности со школьным руководством.

Так вот, добрались мы до школы. Привычный школьный гам, усиленный предвкушением и подготовкой к празднику. Суета, нарядные молодые люди и девушки, родители, бабушки, дедушки, учителя. Фотоаппараты, видеокамеры, опять фотоаппараты и опять видеокамеры. Смартфоны, планшеты, и опять планшеты. Возбуждение от момента царит на лестнице, возле актового зала и в самом актовом зале. Но в самом зале оно сменяется, и/или изменяется.

Наступает время занять территорию, занять как можно более выгодное место в зале. Себе и тому парню. Себе и подруге, себе и родственникам. Пометить эту территорию и главное защитить от конкурирующих самок и самцов. Как говорилось, в крайне разрушительном, антисоветском фильме Эльдара Рязанова Гараж: «В конце концов мы здесь боремся за место под Солнцем, в виде гаража…». В общем суета дополняется и/или заменяется «зооциумом».

Опять камеры, и опять фотоаппараты с планшетами. Я даже приноровился смотреть на сцену через планшет дамы сидящей передо мной. Там всё ярче, ближе и как-то живее. Ведь она выбирала тот ракурс съёмки, где происходило самое интересное на сцене. Почти как в телевизоре. :)

Сам праздник, точнее его зальная часть, длился около 3 часов. Дорого выглядящий занавес на сцене. Шарики, как привычный способ украшения зала – нарядно и ярко. Нарядные выпускницы, почти невесты. Многие в стильных и гармоничных нарядах. Ведь непросто иногда бывает оторваться от следования моде и подобрать подходящее по стилю, лично тебе, платье. Я был приятно удивлён. Совсем недавно девушки на выпускных соревновались в уровне вульгарности и отсутствие вкуса. В общем радует то, что наши девушки овкусились, что у них появляется вкус. Хотя возможно это влияние родителей, ведь школа «английская» и считается в районе престижной. Возможно это работа нанятых стилистов. Мне тяжело судить. Но хочется надеяться на лучшее.

Выпускники, мальчики, юноши. Костюмы, рубашки, туфли. Уже не такие угловатые. Костюмы носят привычно и уверенно. Хотя лица ещё не взрослые. Ностальгия подхватывает меня и уносит в прошлое. И я таким был совсем недавно. Всего лишь двадцать лет назад. Да…, и мы танцевали на выпускном с моей будущей женой. Да…, как мы изменились, как я изменился… Стали совсем другими, и физически и внутренне, духовно, душевно. Сильно изменились…

Ведущие - выпускники-активисты - дежурно читающие свои тексты по бумажке. Дежурные фразы о учителях, школе, родителях, учёбе, классе. Номера в основном сделаны на западной попсе. Девушки, неуклюже пытающиеся копировать эротичные движения танцовщиц с экрана телевизора. Умиление родителей. Товар почти готов к продаже. Можно ставить на витрину. «Мясцо» приобрело товарный вид. И обёртка родителями обеспечена.

Оживление в зале вызывает подборка песен 80-е – 90-е, на экране нарезка из «Дискотеки 80-х», «Американ бой», «Бухгалтер» и т.д. Девушки и юноши на сцене, пытающиеся скопировать происходящее на экране. Завывания в зале. «Вау, уууу, браво».

Учительница, поющая застольную унылую песню про выпивку. Основные слова: чарка, выпьем. Вызывает желание только с горя напиться. Насколько я знаю, выпускники под руководством родителей это и планируют сделать в кабаке вечером.

Идя домой сравнивал свои сегодняшние впечатления с прошлогодними. Тогда я присутствовал тоже на Последнем звонке в одной из школ, но не в Москве, а на Донбассе. В городе-сателлите Донецка – Макеевке.

Там обстановка зала была во много раз проще. Никаких евроремонтов, кресла ещё советские, истёртый пол, наспех зашпатлёванные стены, в общем крайне скудная обстановка. Наряды выпускников проще и несравненно дешевле московских. Послесоветская законсервированность донбасской школы резко контрастировала с «реформированной» российской школой, но темы номеров и там, и там попсовые. Только в московской школе они во многом западные, а в донецкой – российские.

Война сильно повлияла на школьников, выступления их были заметно взрослее, заметно мудрее. У многих сильный личный эмоциональный опыт столкновения с войной и смертью. Многие видели смерть, были под обстрелами, у многих кто-то из родных связан напрямую с войной – воюет в ополчении, был ранен, а кто-то и убит. Юноши и девушки столкнулись с войной напрямую и это заставило их смотреть на мир по-другому. Сделало их старше. Это главное отличие выпускников из этих двух школ.

Есть и общее. Это витринность девушек. Отношение их к себе как к товару, который нужно максимально выгодно преподносить. Позы, движения, манеры, ужимки, одежда, танцы – всё кич, всё подражание гламуру - глянцевым журналам и телевизору. Всё на продажу. Не скажу, что все такие, но подавляющее большинство точно. У макеевских выпускниц это было просто, открыто и явно, у москвичек более тонко и изящно, но суть одна.

Весь день я провёл в размышлениях, в сравнениях, в анализе. Никак эта тема не выходила из головы. Вспоминал себя, вспоминал Макеевку, вспоминал московскую школу. Думал. Уже поздно ночью, лёжа в постели и мучительно стараясь заснуть, ко мне пришло понимание. Понимание того, что же не так, в чём главная проблема. Проблема, связывающая меня, учившегося на смене эпох, во время слома сознания и переоценке ценностей у людей выживавших на обломках разрушенной империи и современных постсоветских выпускников школ.

И у меня, и у моих детей одна основная проблема. Социум диктовал мне и диктует им вполне определённый образ жизни, определённое отношение к самому себе и миру. Это миропонимание и мироотнонение не имеет истинно человеческих свойств. Это видение мира, как мира грызни, как мира приспособления к существующей реальности. В этом отношении к обществу и миру нет человеческого, есть только звериное. По возможности приспособиться, найти уютный уголок, в крайнем случае отвоевать, отнять его у конкурентов, у других самцов и самок. Выгрызть себе кусочек мира, спрятаться в этом маленьком кусочке, этом маленьком личном мирке. В этом видится цель и в этом то счастье о котором говорят учителя, когда желают счастья своим ученикам. И сами воют от тоски – поют выпускникам застольные тоскливые песни.

Это ли человеческое? Это ли истинно человеческое отношение к миру? Разве наши предки мечтали о маленьком уютном личном мирке, в котором можно спрятаться от злого и страшного мира?

Истинно человеческое отношение к миру одновременно очень просто и очень сложно – постигай мир и меняй мир. Постигая меняй. Меняя постигай. Двухтактное делание. Изучил – изменил – изучил штрих – изменил штрих и так до полной победы. Так до создания праведного мира. Мира тысячелетней мечты человечества о праведном царстве, праведном устройстве жизни.

Нет этого и в помине. Не учли этому и нас в Перестройку, тем более не учат этому наших детей. Нет этого в школе. Нет этого в обществе. Нет этого на повестке дня народа. И в этом трагедия и нашего общества, и нашего народа, и нашей страны, и лично каждого из нас.

Подойду к этой проблематике с крайне прагматической точки зрения - ведь есть страны, народы конкуренты. Они будут ждать пока мы перегрызём друг друга. Ждать пока будет умирать в войне «за личное место под Солнцем», я, мои дети, мои друзья, сограждане, наш народ: учителя с родителями, родители с детьми, дети с учителями – каждый с каждым. Они стравив нас друг с другом и дождавшись пока мы ослабнем - вцепятся нам в горло. И правильно сделают.

Но ведь есть и другие углы зрения на эту проблематику. В чём смысл жизни? Зачем человек рождается, зачем приходит в мир, в чём его миссия? В чём смысл эволюции? В чём отличие человека от животного? В чём История?

Ведь мир — это грызня? И главная цель человека – приспособиться к миру, отвоевать себе спокойный уголок и в нём сдохнуть? Добиться личного успеха для того чтобы иметь возможность сдохнуть в комфорте? Это ли мечта человечества?

Если ответ - ДА, мне не жаль такое человечество…

Кульчицкий Александр                                   25-05-2016 г.



  • 1
Александр, наблюдая окружающую действительность не могу с Вами не согласится и тем не менее испытываю жгучее желание передать Вам эту песню :)

https://www.youtube.com/watch?v=tNU8IwDNqfA&list=RDF4agoQ9VWeU&index=19



Спасибо за песню. Вспомнилось: я ведь одной-единственной девочке портфель доносил до дома. Причем, не помню, чтобы она мне особенно нравилась. Я даже забыл совсем об этом, но она потом нашла меня в Одноклассниках и напомнила:) Оказывается, это для нее было важно. Вот так:)

и у нас сегодня был последний звонок... торжественно и душевно было, пели, танцевали дети...

Смысл жизни в самой жизни:)

Ну, так ведь и я говорю, создать удобную, безопасную норку и там в комфорте сдохнуть. :)
И для этого все средства хороши...

В общем, суть именно такова:)

Но я то не для сдохнуть живу:)

Да я в общем, не про Вас... "птичку жалко..", то есть людёв, причём со страшной силой жалко... правда.

Ну, люди сами решат, я думаю.

Для того чтобы решить, нужно знать об этой проблеме, нужны данные для принятия решения. Большинство не в теме, как говорится. Поэтому и жалко.

Это Вам так кажется. Именно, что для "сдохнуть".
Это единственный итог жизни каждого человека, который можно предсказать с вероятностью 100%.
Единственно, что нельзя тут предсказать, это когда и при каких обстоятельствах.

Это Вам так кажется. Именно, что для "сдохнуть".
Это единственный итог жизни каждого человека, который можно предсказать с вероятностью 100%.
Единственно, что нельзя тут предсказать, это когда и при каких обстоятельствах.

Интересная тема. Но если жить не для себя, то потом можно и пожалеть, когда будешь сидеть у разбитого корыта и даже без своего спокойного уголка

Вы про могилу что ли?

О да, я видел это чувство у людей. Когда они видели других, которые и с уголком, и с крутой машиной, и со всем чем надо. И завидовали их счастью. Но никто не понял, что "счастье" тех, других совсем не в уголке и не в машине. А в том, что эти, первые, им, вторым, завидуют.
Это и сейчас мало кто понимает. Но если понаблюдать за поведением бомонда, то можно заметить периодические истерические вопли на тему того, что очень хочется, чтоб все им завидовали.

По большому счету люди живут в двух мирах. Их можно назвать - очень условно - Бери-от-жизни-всё (1) и Дело-друзья-отзовется-на-поколеньях-живых (2).

Очень жаль тех людей, которые, сильно побитые жизнью, уверены, что существует только (1) мир. Несколько коллег у меня таких. Неплохие, в общем-то, люди. Но - конченые.

Но иногда сквозь (1) мир неожиданно пробивается (2). Вот, например: одна харьковская школа четвертый год проводит "выпускной в джинсах", собирая сэкономленные деньги в помощь детской кардиологии.
http://www.pravmir.ru/vyipusknoy-v-dzhinsah-ili-kak-vospitat-blagotvoritelya/

Интересно пишут в статье, как в школьниках поначалу (1) мир отчаянно сопротивляются (2)-му. Но потом они рады и счастливы.

Спасибо, интересно.

Весь КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ мир - грызня.
А Рассея нынче и есть капиталистическое ублюдочное государство.
Украина и все постсоветское пространство - тоже.

Пост хороший. Видно, что человек неравнодушный. Но, вместе с тем, пост идеалистический.

Капитализм - воровская общественно-экономическая формация. Остальные очевидные безобразия - его следствия.

Капиталистический способ производства - это экономический БАЗИС. Остальное его ублюдочная идеологическая надстройка.
Включая безобразия, творящиеся в общеобразовательной школе и далеко не только в ней.

Пока будет капитализм, пока будет идеология, уничтожающая все человеческое в человеке.


  • 1