Previous Entry Поделиться Next Entry
О КОМЕДИИ АРИСТОФАНА АХАРНЯНЕ
akulchitskiy


В прошлую пятницу в театральном клубе Культбат Авангард ставили очередную пьесу. В этот раз нами была поставлена комедия древнегреческого драматурга Аристофана под названием Ахарняне.

«Почему Аристофан и его Ахарняне?», - спросите вы. Потому что так хочется режиссёру, и потому что мы идём от античности к современности. Перед этим ставили трагедию «Царь Эдип» Софокла.

Расскажу по порядку. В день постановки, то есть в пятницу, после обеда у меня было свободное время, и я его потратил с пользой – прочитал текст комедии. Текст достаточно короткий, прочитался достаточно быстро, за пару часов, ну, может быть, у меня ушло часа три для вдумчивого чтения.

В процессе чтения у меня возникло стойкое мнение, что я читаю текст из разряда популярной в наше время передачи на телевидении под названием «КамедиКлаб». Настолько комедия пронизана высмеиванием всего высокого: жертвенности, подлинности, служения и так далее. Власть, погрязшая в коррупции; совет города, которому дела нет до проблем города; полководец, который не умеет и не хочет воевать; послы в другие страны, озабоченные только проблемой продления своих полномочий, приносящих им стабильный доход и др.

Показана неприглядная картина разложившейся структуры государства и общества. Показаны люди, потерявшие свою гражданственность, потерявшие ответственность за общество, за себя и других. По сути, показан крах общества, как такового. Происходит отказ народа держать на себе структуры, формирующие общество и государство. Показано сильно атомизированное общество. Общество, в котором каждый думает в первую, а зачастую и единственную, очередь о себе и своих интересах.

И всё это показано в этаком «нижепоясном» ключе. Пожрать, напиться и потрахаться, вот тот образ жизни, который противопоставляется походу на защиту Родины, отстаиванию интересов города и народа, борьбе за очищение власти от бесполезных и вредных чиновников. Причём в стиле, как я уже сказал, «КамедиКлаб».

Отец, продающий в рабство дочерей. Дочери, просящие отца продать их. Сам образ этих девочек, прикидывающихся свиньями.

Диалоги главного героя – Дикеополя с идущим на защиту города полководцем Ламахом. Нарочито похабные. Крайне унизительные по отношению к этому воину. Образ самого этого полководца, занимающего свой пост только ради трёх драхм в день (жалованья).

Кульминация – униженное состояние Ламаха. И главный, положительный герой – Дикеополь – пьяный, в сопровождении двух шалав, высмеивающий напоследок раненного полководца.

Впечатление у меня сложилось примерзкое. Ржачь над высокими смыслами, который автоматически убивает эти смыслы, знаком мне по позднесоветской, да и современной традиции. Телевизор наполнен этой похабщиной. Люди, поржав над «дураками», отдающими себя, свою жизнь, своё здоровье ради высоких целей, не захотят повторять такие действия. Не захотят, да и не смогут, посвятить себя служению. Ведь это же смешно. Как можно стать такой же, как Зоя Космодемьянская, если считаешь её пироманкой и смеёшься над ней? Как можно сохранить коллекцию семян в осаждённом голодающем Ленинграде и не съесть её? Как можно взять на себя ответственность за огромную страну, разваленную после Февральской революции импотентской властью русской буржуазии, страну, раздираемую на части, страну, которой фактически уже не было. Как можно совершать такие поступки, если ты над этим ржал?

В общем, я почувствовал себя погрузившимся в яму туалета типа сортир. Поплавал там, поглотал содержимое, пропитался запахами и пошёл на встречу клуба.

Придя на встречу, поспешил поделиться своими впечатлениями от комедии с товарищами. Обсуждение затянулось, но друзья смогли меня убедить в необходимости пройти через постановку для окончательного понимания сути произведения. Моё нежелание погружаться ещё раз в выгребную яму общими усилиями было преодолено.

Ну, и для полного моего кайфа, режиссёр – Костя – назначил меня на главную роль: землевладельца Дикеополя. Мне предстояло сыграть нувориша, ведущего разгульную, сытую и пьяную жизнь. Видимо типаж у меня подходящий. :)

Не стану описывать сам процесс постановки. Передать свои ощущения не смогу, а писать невесть что не хочется. Перейду сразу к впечатлениям после сыгранной комедии.

Что же. Могу сказать, не зря я сыграл эту роль. Впечатлений и эмоций масса. Опыт незабываемый. Невозможно понять настолько глубоко произведение, только его прочитав. Участие в постановке помогает в полной мере окунуться в сюжет, прочувствовать характеры, события, отношения между персонажами. Могу сказать точно, без постановки нельзя понять произведение.

Чтение даёт только треть информации. Ещё треть добавляет совместное обсуждение, а полную картину даёт только постановка.

Моё впечатление после постановки. Я играл трагичную роль. В процессе действия мой персонаж – Дикеополь – проживает сложную трансформацию. Из настоящего гражданина, выражающего недовольство разложением гражданского общества, разложением правящего класса, критикующего сложившиеся общественные отношения, из человека, желающего изменить мир к лучшему он превращается в сломленного, думающему только об удовольствиях, только о набирании потребительских очков человека.

Если общество не хочет стать лучше, что же, тогда я перестану думать о других и стану думать только о себе. Стану искать свою выгоду, стану думать о получении максимума от жизни. Стану жить в своё удовольствие, если общество отвергает мою помощь в улучшении этого общества. Если моя помощь не нужна, что же, направлю свою энергию на себя, на получения всех возможных жизненных радостей.

Переломным моментом в этом процессе стало «причащение» вином «мира». «Причастившись» Дикеополь становится похожим на современных российских нуворишей, похожим на современных представителей российского правящего класса. Ведущих эдакий разгульный образ жизни. Деньги уже из ушей лезут, уже блюют ими, а всё мало, хочется получить всё от жизни и ещё чу-чуть. Выпить всё, съесть всё, трахнуть всех тупых длинноногих идиоток. Ещё длиннее машина, ещё длиннее яхта. Ещё, ещё и ещё.

Этакая пародия на классический капитализм, с его трудолюбием, его экономией. Пародия на протестантские строгие сюртуки, трудолюбие и бережливость. Ведь именно это отличало зарождающийся класс капиталистов от роскоши и загула уходящего правящего класса феодалов.

Вот так, в разрушительной по своему влиянию на людей комедии, мне повстречался трагический персонаж. Трагичность эта, ни в коем случае не обеляет его. Не становится он от этого менее разрушительным. Но всё же, его немного жаль. Устав бороться с миром, человек сломался и стал этот мир рушить. Заражать сограждан вирусом разложения. А этого нельзя простить никому.

Кульчицкий Александр                                   26-04-2016 г.





  • 1
Очень интересно)

> Чтение даёт только треть информации. Ещё треть добавляет совместное обсуждение, а полную картину даёт только постановка.

И еще столько же дает обсуждение после постановки! Ведь у нас так и получилось в этот раз - два обсуждения;)

> Дикеополь – проживает сложную трансформацию. Из настоящего гражданина, выражающего недовольство разложением гражданского общества, разложением правящего класса, критикующего сложившиеся общественные отношения, из человека, желающего изменить мир к лучшему он превращается в сломленного, думающему только об удовольствиях...

Все же не соглашусь с однозначно положительным образом Дикеополя до причастия "миру". Было-было в его критике власти нечто потребительское изначально. "вот вы обеспечте такие-то и такие-то условия"
И вторле - слишком уж легко он согласился на трансформацию.

Согласен, "девушка созрела". Как поётся в популярной песне.

А я, как и на обсуждении, хочу добавить, что искал, искал он повод окончательно и с "чистой совестью" оскотиниться. "Ага, и здесь плохо, запишем. И здесь нехорошо - засчитаем. Где бы еще найти несовершенства мира? А вот здесь еще повод! - еще гирька на весы". И в итоге, набрав нужное количество на чаще минус, с чувством выполненного долга объявил мир во всем виноватым и пошел жить в свое удовольствие. Аргументированно и подковано фактологически.

Не люблю Аристофана и поэтому плохо знаю его творчество (что меня не красит). У вас очень интересный пост, и я, набравшись духу, пожалуй, прочту "Ахарнян".

Приятно знать, что замотивировал Вас на чтение. Значит не зря писал.
Спасибо за отзыв.

Всё новое - это хорошо забытое старое. Древняя Греция была великой, потом пала. Такие вот ахарняне появляются, когда утрачиваются высшие смыслы. Да взять почитать любого классика - известного и не очень, иные как будто про наши дни писали. Сегодня как раз вспоминала "Скерцо на гражданские мотивы" Алексея Жемчужникова. Помню только начало, стихи написаны в конце XIX в., но и для конца ХХ в. тоже кое-что актуально.

Спасибо, нужно почитать.

В посте http://skyh00k.livejournal.com/16792.html , откуда я и пришёл по ссылке, есть только фото читки. А фото спектакля у вас есть?

По Аристофану смотрел в кино "Лисистрата" (1990 г.), в кинотеатре, на большом экране. Фильм понравился.

Это и есть наша постановка. Мы не театр. Работаем по модели "Театр без зрителя", я описывал её в заметках:
http://akulchitskiy.livejournal.com/72874.html
http://akulchitskiy.livejournal.com/73383.html

Понятно. Интересный подход! )

А на Вильяма нашего Шекспира еще не замахивались?

Планируем следующем учебном году.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account